Информационная безопасность – защищенность информации и соответствующей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий сопровождающихся нанесением ущерба владельцам или пользователям информации.
Информационная безопасность – обеспечение конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Цель защиты информации – минимизация потерь, вызванных нарушением целостности или конфиденциальности данных, а также их недоступности для потребителей.
УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
Основные типы угроз информационной безопасности:
1. Угрозы конфиденциальности – несанкционированный доступ к данным.
2. Угрозы целостности – несанкционированная модификация, дополнение или уничтожение данных.
3. Угрозы доступности – ограничение или блокирование доступа к данным.
Источники угроз:
1. Внутренние:
а) ошибки пользователей и сисадминов;
б) ошибки в работе ПО;
в) сбои в работе компьютерного оборудования;
г) нарушение сотрудниками компании регламентов по работе с информацией.
2. Внешние угрозы:
а) несанкционированный доступ к информации со стороны заинтересованных организаций и отдельных лица;
б) компьютерные вирусы и иные вредоносные программы;
в) стихийные бедствия и техногенные катастрофы.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.
Методы обеспечения безопасности информации в ИС:
§ Препятствие — физическое преграждение пути злоумышленнику к защищаемой информации .
§ Управление доступом – регулирование использования информации и доступа к ней за счет системы идентификации пользователей, их опознавания, проверки полномочий и т.д.
§ Криптография – шифрование информации с помощью специальных алгоритмов.
§ Противодействие атакам вредоносных программ – предполагает использование внешних накопителей информации только от проверенных источников, антивирусных программ, брандмауэров, регулярное выполнение резервного копирования важных данных и т.д. (вредоносных программ очень много и они делятся на ряд классов: вирусы, эксплойты, логические бомбы, трояны, сетевые черви и т.п.).
§ Регламентация – создание условий по обработке, передаче и хранению информации, в наибольшей степени обеспечивающих ее защиту (специальные нормы и стандарты для персонала по работе с информацией, например, предписывающие в определенные числа делать резервную копию электронной документации, запрещающие использование собственных флеш-накопителей и т.д.).
§ Принуждение – установление правил по работе с информацией, нарушение которых карается материальной, административной или даже уголовной ответственностью(штрафы, закон «О коммерческой тайне» и т.п.).
§ Побуждение – призыв к персоналу не нарушать установленные порядки по работе с информацией, т.к. это противоречит сложившимся моральным и этическим нормам.